«Пожалуйста, сообщите нам для начала основные факты, а потом я расспрошу вас о тех деталях, которые покажутся мне наиболее существенными.»
А. Конан-Дойль. «Пять зернышек апельсина»
Для большинства моих знакомых HR — ров, особенно тех, кто постоянно занимается набором персонала (не важно, с позиции фирмы — работодателя, или кадрового агентства), поток резюме напоминает «навозну кучу». Именно ту, которую, согласно дедушке Крылову, петух, разрывая, нашёл жемчужное зерно.
Как же я вас понимаю, дорогие коллеги! Сегодня ты публикуешь в Интернете «вкусную» вакансию, а назавтра получаешь 100 — 200 резюме. И большинство из них соответствует вашему запросу примерно так:
— Объявление: «Требуется свежая мука пшеничная высшего сорта для свадебного торта в Москве».
— Ответ: «Имею вермишель запасов военных складов 1960 г. в Джесказгане».
Вспоминается Маяковский: «единого слова ради — тысяча тонн словесной руды!». Соискателей, вообще-то, легко понять: для них главное — чтобы вы прочли резюме, а в оптимуме — пригласили на собеседование. Даже если образование, опыт и прочее не отвечают вашей заявке. «Глядишь, — и я на что сгожусь!».
Кроме того, любой сколько-нибудь опытный HR знает, что в резюме «мысль написанная — есть ложь». Поскольку Интернет забит рекомендациями на тему «как правильно составить резюме». И книг и статей в журналах на эту тему также в избытке. Любой имеющий доступ в Сеть и элементарные мозги, способен состряпать себе такое резюме, что не понятно, почему он до сих пор не является Президентом, Премьером, или хотя бы их секретаршей. Ну, по крайней мере, каким-нибудь Олигархом. Остаётся последний вопрос: как же такой сверх-ценный персонаж потерял работу и его (её) до сих пор не порвали в клочья работодатели?
Тем не менее, резюме — это первая информация, которую мы получаем о соискателе, и пренебрежение к ним чревато серьёзными потерями. Резюме — эта первое, пока заочное знакомство. На его основе мы проводим первичную оценку пригодности соискателя, принимаем решение о приглашении на интервью, составляем план беседы, формулируем вопросы, которые будем задавать.
Напрашивается сравнение рекрутёра с детективом: задача профотбора — это поиск одного персонажа среди множества. Только в романах преступник старается доказать свою невиновность, а в практическом рекрутменте соискатели, наоборот, стремятся выдать себя за пригодную кандидатуру. В обоих случаях иногда проявляется высокое мастерство. HRу, как и сыщику, приходится изучать факты и выдвигать гипотезы, чтобы выявить скрываемые «клиентами» обстоятельства. Поэтому предлагаю обратиться за опытом к великому Шерлоку Холмсу.
Все цитируемые здесь резюме — реальны. Я только убрал или изменил «установочные данные» авторов.
Сужаем круг подозреваемых
«Теоретизировать, не имея данных, опасно. Незаметно для себя человек начинает подтасовывать факты, чтобы подогнать их к своей теории, вместо того чтобы обосновывать теорию фактами.»
А. Конан-Дойль. «Скандал в Богемии».
Если уподобить рекрутмент сыску, то анализ резюме — аналог первичного осмотра места преступления. Никогда не знаешь, какие улики обнаружатся и куда заведут. Существует опасность проглядеть нечто существенное, или наоборот, придать излишнее значение случайности, после чего всё расследование зайдёт в тупик.
Когда перед тобой ежедневно появляется пачка бумажных или электронных жизнеописаний претендентов на вакансии, которые все надо хотя бы просмотреть, сами собой вырабатываются средства психологической защиты. Самое простое: найди ключевые признаки непригодности соискателя, а дальше — не читай и сразу выкинь. Точно так же и в расследовании — для начала максимально сузить круг подозреваемых. Только не перестараться бы: например, у Агаты Кристи в большинстве случаев преступником оказывался самый, на первый взгляд, невинный персонаж…
Большинство опытных HR-ров имеют при себе такой набор «минус — признаков». Например:
Неправильное место рождения — 1. Мы не берём людей родом из провинции, ибо: ПОНАЕХАЛИ!
Неправильное место рождения — 2. Мы не берём коренных москвичей, ибо: ИЗБАЛОВАННЫЕ И РАБОТАТЬ НЕ ХОТЯТ.
Неправильное образование — 1. Технарь. В смысле, инженер. Думает только о машинах, с людьми работать не может.
Неправильное образование — 2. Гуманитарий. В смысле, лингвист, психолог, философ (на дай Бог!) и прочее. Ни к чему реальному не приспособлены.
Неправильное семейное положение — 1. У женщины нет детей. Значит, поступив к нам на работу, немедленно заведёт и уйдёт в декрет.
Неправильное семейное положение — 2. У женщины есть дети. Значит, будет куча проблем с болезнями и прочим.
Список можно продолжить. Я включил сюда те, которые часто приходится слышать от HR — менеджеров на наших семинарах. Хорошо, что мы — не в Америке! Там бы меня за такие строки по судам бы затаскали за полит — некорректность.
В действительности «минус — признаки» делятся на объективные и субъективные. К первым можно отнести прямое и явное несоответствие данных из резюме вашим требованиям. Например, нужен технолог пищевого производства, а соискатель — специалист по промышленно — гражданскому строительству. Или вдруг на московскую вакансию попадает резюме из Челябинска. И т.д. и т.п., если вы — рекрутёр, сами знаете.
Вторые — это типа тех, которые перечислялись выше. Их источником об